rutrassa.ru
 
 
 

В Краснодарском крае может появиться новая скоростная дорога к Черному морю длиной 120 км и стоимостью около 1,2 трлн рублей. Этот участок трассы М4 "Дон" от Джубги до Сочи может стать самым дорогим в истории России.

От Москвы до Сочи немногим более 1600 км, и в последние годы основную часть пути до Джубги автомобилисты преодолевают довольно быстро, благодаря проведенной реконструкции этой дороги федерального значения. На конец июня 2017 года на трассе действовало 10 платных участков, а к 2020 году их общая длина достигнет 892 км, то есть большая часть дороги будет скоростной, хотя и платной. Однако последние 170 км дороги до Сочи через Мамайский перевал пока так и остаются самыми долгими и неудобными.

Единственная дорога Джубга - Сочи (А147) давно работает на пределе своей пропускной способности: это двухполосный горный серпантин, пройти который можно минимум за четыре часа, а в худшем случае автомобилисты могут потратить на его преодоление полдня, если дорога загружена фурами или на ней ремонт.

Поэтому ГК "Росавтодор" и разработал концепцию реконструкции. По сути это не реконструкция, а строительство вместо серпантина новой четырехполосной скоростной трассы по две полосы в каждую сторону. Ее длина составит примерно 119,5 км, а расчетная скорость на ней - 120 км/ч. По предварительным подсчетам, стоимость такого мегапроекта - 1,2 трлн рублей, пишут "Ведомости". И проезд предполагается сделать бесплатным.

Новая дорога должна пойти в обход пересечения транспортных и пешеходных потоков мимо таких населенных пунктов как Джубга, Лазаревское, Вардане, Лоо и др.

Проект планируется разбить на четыре этапа:

- строительство обходного пути к Туапсе - 199 млрд руб. (будут построены 10 мостов и 7 тоннелей);

- обходного пути к Сочи - 180 млрд руб. (16 тоннелей, 25 мостов и эстакад);

- обход поселка Лазаревское - за 130 млрд руб. (8 мостов на 10 км дороги общей длиной 2,5 км + 4 тоннеля на 4 км);

- строительство 80 км соединительных участков - 700–800 млрд руб.

Соединительный участок планируется построить уже к 2022 году, а новую трассу к - к 2023 году.

По данным газеты, концепция скоростной автомагистрали в закрытом режиме прорабатывалась правительством с весны 2017 года. В связи с реконструкцией даже рассматривался вариант переноса железной дороги на участке Сочи - Новороссийск от побережья вверх, однако такой вариант не прошел: слишком сложно его реализовать из-за проблем с получением доступа к земельным участкам.

Но, как отмечают "Ведомости", ключевым вопросом остается вопрос финансирования - кто будет платить и хватит ли на это бюджетных денег. Власти рассматривают сценарий государственно-частного партнерства: по концессионному соглашению расплачиваться за строительство и содержание дороги можно много лет, по сути, строя инфраструктуру в рассрочку. Даже если будет выбран вариант концессионного соглашения сроком на 25–30 лет, государству придется внести существенный вклад уже на этапе строительства каждого участка.

Отметим, что стоимость этого мегапроекта - рекордная. Она почти вдвое больше, чем у маршрута Европа - Западный Китай, который даст несравненно больший вклад в экономику России, есть и другие более полезные проекты: реконструкция трассы М7 (Москва - Уфа) или трассы Скандинавия (от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией) - эти проекты соединяют экономические центры, а дорога Джубга - Сочи главным образом будет работать на нужды отдыхающих.